(опубликовано: 2 марта, 12:03)
Количество домиков в деревне также выросло: на 1 января 2020 года их насчитывалось 2760, что почти на 12 процентов больше, чем год назад. Число реально работающих усадеб, по мнению чиновника, также выросло до 2 600.
«Здесь можно вспомнить 2006 год, тогда в стране было зарегистрировано всего 34 усадьбы. Динамика налицо. Без сомнения, мы можем говорить о том, что агротуризм стал одним из брендов, фишек, по которым нас начинают узнавать в мире», – подчеркнул Виталий Грицевич.
Определилась положительная тенденция: по сравнению с 2018 годом увеличилось количество усадеб, которые сотрудничают с туристическим компаниями. По договоренности с турфирмами на усадьбах побывали туристы из Канады, Финляндии и Австралии.
Виталий Грицевич констатировал, что Беларусь становится площадкой для проведения крупных мероприятий, об этом свидетельствует решение ЮНВТО провести в нашей стране форум по сельскому туризму. Детали будут оговариваться на туристической выставке в Берлине, куда приедет глава Всемирной туристической организации Зураб Пололикашвили. Но уже стало известно место проведения форума: мероприятие пройдет в одном из отелей столицы. Виталий Грицевич напомнил, что вскоре предстоит внести изменения в Указ президента №365 «О развитии агроэкотуризма». По его словам, в Департамент приходит много жалоб от соседей на организацию свадеб и банкетов в агроусадьбах, которые нарушают общественный порядок, поэтому «необходимо пресечь ресторанно-гостиничный бизнес в деревнях»: «Нам нужно подготовить и внести предложения о дальнейшей судьбе указа. Весь этот год будет посвящен проработке данного вопроса».
Глава БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, напротив, считает, что Указ №365 настолько хорош и способствует активному развитию сельского туризма, что не нуждается в коррективах: «Нас полностью устраивает Указ в той редакции, в которой он сегодня существует. Если говорить о налогах, то да, действительно, одна базовая величина – это налог небольшой. Но усадьбы активно строятся, развиваются, а для этого приобретают материалы и товары белорусского производства, в стоимости которых уже заложен налог НДС 20%. Кроме того, усадьбы создают новые рабочие места, являются катализатором развития деревень и возрождают традиции!»
Намерения продолжать кредитовать агроусадьбы подтвердил директор Департамента корпоративного бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Андрей Джумков. С начала действия Указа банк выдал льготных кредитов на сумму 7,5 млн рублей. Он отметил, что владельцы усадеб погашают свои кредиты в срок. Несмотря на то, что всплеск интереса к получению кредитов, наблюдавшийся в 2014-2015 годах, прошел, банк намерен разработать план более активной монетизации этого вида бизнеса.
Алексей Чистодарский, сотрудник ПРООН в Беларуси по информации и продвижению, подчеркнул, что сельский туризм всегда был в центре внимания программ и проектов ПРООН, которые осуществлялись и осуществляются в нашей стране. Работа началась в 2010 году, когда один из проектов поспособствовал созданию и продвижению зеленых маршрутов, в которых были задействованы и агроусадьбы. В 2014 году проекты стали больше ориентироваться на развитие устойчивой инфраструктуры, что позволило создать интегрированный подход к развитию сельских территорий. «Тема агротуризма входит в ТОП-3 бизнесов, которыми интересуются женщины», – сказал эксперт. По его словам, в настоящее время созданные ранее зеленые маршруты пересматриваются и трансформируются в интерактивные. Он привел пример: «Сегодня создан пилотный маршрут «Славная история Мстиславля», рассчитанный на 4 часа. И этот проект уже заинтересовал российских туроператоров, учитывая территориальную близость Мстиславля и России».
Но самым амбициозным проектом, рассчитанным до 2021 года, является развитие туризма на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Для того, чтобы развивать туристический потенциал в Хойниках, Брагине и пр., необходим «пояс» агроусадеб, которые бы принимали туристов.
В заключение пресс-конференции слово предоставили владельцам агроусадеб.
Андрей Абрамов, хозяин агроэкоусадьбы «Хутор «Ёдишки» посетовал, что всплеск интереса со стороны туристов, который наблюдался в 2014-2015 годах, прошел. В Браславском районе около 280 агроусадеб, но работает, по его мнению, не больше 10-20%. И это происходит оттого, что инструменты агротуризма работают неэффективно. Кроме того, усадьбы района не спешат кооперироваться и объединяться.
По словам Юрия Жерко, владельца усадеб «У Борисовича» и «Устье Life», расположенных также на Браславщине, лето у него полностью расписано. Популярностью у туристов пользуется маршрут «Браславская кругосветка», во время которой гости посещают Музей кота, магазин сувениров, усадьбу «Королевская», где есть контактный зоопарк, и другие объекты. По его мнению, объединение усадеб в кластер не за горами.
Свое мнение о современном состоянии агротуризма высказал хозяин усадьбы «Болочанка» Павел Мазовка: «За последние 10 лет все в агротуризме перевернулось с ног на голову! Предполагалось, что сельский туризм – это домик в деревне, где есть подсобное хозяйство, хорошее питание, свои овощи, мед и пр. А что мы видим сейчас? Вместо домов – целые города, где проводят свадьбы, корпоративы и другие мероприятия!»
Владелец усадьбы «Ганка» Анатолий Ганец рассказал о преимуществах кластера и кооперации: «Когда мы объединились, то все члена кластера получили возможность зарабатывать. При этом каждый занимается своим делом. Зачем нам всем, к примеру, заниматься животноводством? Есть фермеры, у которых мы покупаем мясо, овощи, кур, яйца и прочие продукты. Это выгодно и им, и нам. Вместе мы разработали 9 туристических маршрутов, пять усадеб приспособлены к приему людей с ограниченными возможностями. Недавно группа владельцев усадеб Воложинщины вернулись из Италии, с острова Сардиния. Теперь мы в августе ждем ответный визит, так как там очень заинтересовались нашим опытом развития агротуризма».
Надежда Суслова
обозреватель
«Здесь можно вспомнить 2006 год, тогда в стране было зарегистрировано всего 34 усадьбы. Динамика налицо. Без сомнения, мы можем говорить о том, что агротуризм стал одним из брендов, фишек, по которым нас начинают узнавать в мире», – подчеркнул Виталий Грицевич.
Определилась положительная тенденция: по сравнению с 2018 годом увеличилось количество усадеб, которые сотрудничают с туристическим компаниями. По договоренности с турфирмами на усадьбах побывали туристы из Канады, Финляндии и Австралии.
Виталий Грицевич констатировал, что Беларусь становится площадкой для проведения крупных мероприятий, об этом свидетельствует решение ЮНВТО провести в нашей стране форум по сельскому туризму. Детали будут оговариваться на туристической выставке в Берлине, куда приедет глава Всемирной туристической организации Зураб Пололикашвили. Но уже стало известно место проведения форума: мероприятие пройдет в одном из отелей столицы. Виталий Грицевич напомнил, что вскоре предстоит внести изменения в Указ президента №365 «О развитии агроэкотуризма». По его словам, в Департамент приходит много жалоб от соседей на организацию свадеб и банкетов в агроусадьбах, которые нарушают общественный порядок, поэтому «необходимо пресечь ресторанно-гостиничный бизнес в деревнях»: «Нам нужно подготовить и внести предложения о дальнейшей судьбе указа. Весь этот год будет посвящен проработке данного вопроса».
Глава БОО «Отдых в деревне» Валерия Клицунова, напротив, считает, что Указ №365 настолько хорош и способствует активному развитию сельского туризма, что не нуждается в коррективах: «Нас полностью устраивает Указ в той редакции, в которой он сегодня существует. Если говорить о налогах, то да, действительно, одна базовая величина – это налог небольшой. Но усадьбы активно строятся, развиваются, а для этого приобретают материалы и товары белорусского производства, в стоимости которых уже заложен налог НДС 20%. Кроме того, усадьбы создают новые рабочие места, являются катализатором развития деревень и возрождают традиции!»
Намерения продолжать кредитовать агроусадьбы подтвердил директор Департамента корпоративного бизнеса ОАО «Белагропромбанк» Андрей Джумков. С начала действия Указа банк выдал льготных кредитов на сумму 7,5 млн рублей. Он отметил, что владельцы усадеб погашают свои кредиты в срок. Несмотря на то, что всплеск интереса к получению кредитов, наблюдавшийся в 2014-2015 годах, прошел, банк намерен разработать план более активной монетизации этого вида бизнеса.
Алексей Чистодарский, сотрудник ПРООН в Беларуси по информации и продвижению, подчеркнул, что сельский туризм всегда был в центре внимания программ и проектов ПРООН, которые осуществлялись и осуществляются в нашей стране. Работа началась в 2010 году, когда один из проектов поспособствовал созданию и продвижению зеленых маршрутов, в которых были задействованы и агроусадьбы. В 2014 году проекты стали больше ориентироваться на развитие устойчивой инфраструктуры, что позволило создать интегрированный подход к развитию сельских территорий. «Тема агротуризма входит в ТОП-3 бизнесов, которыми интересуются женщины», – сказал эксперт. По его словам, в настоящее время созданные ранее зеленые маршруты пересматриваются и трансформируются в интерактивные. Он привел пример: «Сегодня создан пилотный маршрут «Славная история Мстиславля», рассчитанный на 4 часа. И этот проект уже заинтересовал российских туроператоров, учитывая территориальную близость Мстиславля и России».
Но самым амбициозным проектом, рассчитанным до 2021 года, является развитие туризма на территориях, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Для того, чтобы развивать туристический потенциал в Хойниках, Брагине и пр., необходим «пояс» агроусадеб, которые бы принимали туристов.
В заключение пресс-конференции слово предоставили владельцам агроусадеб.
Андрей Абрамов, хозяин агроэкоусадьбы «Хутор «Ёдишки» посетовал, что всплеск интереса со стороны туристов, который наблюдался в 2014-2015 годах, прошел. В Браславском районе около 280 агроусадеб, но работает, по его мнению, не больше 10-20%. И это происходит оттого, что инструменты агротуризма работают неэффективно. Кроме того, усадьбы района не спешат кооперироваться и объединяться.
По словам Юрия Жерко, владельца усадеб «У Борисовича» и «Устье Life», расположенных также на Браславщине, лето у него полностью расписано. Популярностью у туристов пользуется маршрут «Браславская кругосветка», во время которой гости посещают Музей кота, магазин сувениров, усадьбу «Королевская», где есть контактный зоопарк, и другие объекты. По его мнению, объединение усадеб в кластер не за горами.
Свое мнение о современном состоянии агротуризма высказал хозяин усадьбы «Болочанка» Павел Мазовка: «За последние 10 лет все в агротуризме перевернулось с ног на голову! Предполагалось, что сельский туризм – это домик в деревне, где есть подсобное хозяйство, хорошее питание, свои овощи, мед и пр. А что мы видим сейчас? Вместо домов – целые города, где проводят свадьбы, корпоративы и другие мероприятия!»
Владелец усадьбы «Ганка» Анатолий Ганец рассказал о преимуществах кластера и кооперации: «Когда мы объединились, то все члена кластера получили возможность зарабатывать. При этом каждый занимается своим делом. Зачем нам всем, к примеру, заниматься животноводством? Есть фермеры, у которых мы покупаем мясо, овощи, кур, яйца и прочие продукты. Это выгодно и им, и нам. Вместе мы разработали 9 туристических маршрутов, пять усадеб приспособлены к приему людей с ограниченными возможностями. Недавно группа владельцев усадеб Воложинщины вернулись из Италии, с острова Сардиния. Теперь мы в августе ждем ответный визит, так как там очень заинтересовались нашим опытом развития агротуризма».
Надежда Суслова
обозреватель
Похожие публикации:
- Усадьбы Зельвенского, Волковысского и Свислочского районов объединяются в к ...
- Зельва, Логишин, Ганцевичи – лучшие малые города Беларуси по итогам проведе ...
- Гастрономический туризм, брендовые мероприятия и обмен опытом
- В Гродненской области обсудили состояние и перспективы развития агроэкотури ...
- Владельцы агроусадеб получили разъяснения положений Указа № 365

